Новости проекта
Семь советов, как перейти на дистанционное обучение
Голосование
Какое мероприятие Вы бы хотели посетить в шестой школьный день?
Всего 20 человек

Речевая готовность к школе — как залог успешного обучения.

Дата: 4 декабря 2019 в 19:16

Речевая готовность к школе — как залог успешного обучения.

Детей, идущих в первый класс, привлекают внешние школьные атрибуты: красивый новый ранец, тетрадки, новая школьная форма, пенал с большим количеством ручек и карандашей разных цветов. А школа - это не только интересные и занимательные вещи и занятия, но и обычные утомительные задания, которые нужно младшему школьнику выполнять.

Важной составляющей, основой успешного обучения в школе является правильная, развитая речь ребенка. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Наша речь  это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю систему знаний.

Наиболее значимым для ребенка 6- 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.    Игровая деятельность сменяется  учебной.  Качество учебной деятельности будет зависеть и  от того, насколько сформирована  речевая готовность.

Если устной речью шести - семилетний ребёнок овладел до школы, то письменной (а точнее чтением и письмом) - ему еще только предстоит овладеть.

Существует простая закономерность: чем лучше развита у ребенка ко времени поступления в школу устная речь, тем легче ему овладеть чтением и письмом.

У детей довольно часто наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению специфических ошибок.

Самое незначительное расстройство речи может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, довольно быстро начинают понимать свой недостаток. Они становятся более замкнутыми, застенчивыми, нерешительными, и в результате начинают развиваться комплексы, снижается успеваемость, появляется неуверенность в себе. В школе такого ребенка могут дразнить, что очень тяжело отражается на его психике. Плохая речь ребенка также сильно отражается на грамотности т.к. письменная речь формируется на основе устной.

Существуют определенные требования к речи ребенка идущего в первый класс:

-правильность произношения всех звуков, особенно свистящих, шипящих; Иначе ребенок будет писать слова, точно так же как их произносит, т.е. с грамматическими ошибками.

-словарный запас ребёнка 6 лет должен составлять не менее 2.000 слов:

• в словаре ребёнка должны присутствовать обобщающие слова: фрукты, овощи, обувь, мебель и т.д.. Ребёнок должен уметь объяснить, что входит в каждую из перечисленных групп;

 • ребёнок должен уметь подобрать как можно больше признаков и действий к одному предмету с учётом его величины, веса, формы, цвета, вкуса, запаха, температуры, материала и т.д., как этот предмет можно использовать;

 • уметь подобрать к заданному слову слова, близкие по значению, а также слова с противоположным значением;

Даже если ребенок четко выговаривает все слова, имеет большой словарный запас и не путает звуки – это еще не все. Ребенок должен правильно формировать словосочетания и изменять слова ( стул — стулья, лоб — лбы, ухо - уши):

• уметь согласовывать прилагательные с существительными, существительные с числительными («Один-много» , Игра « 1,2….5»)

1 ухо, 2уха, 5 ушей,          1 лоб, 2 лба. 5 лбов

 • понимать и употреблять предлоги (на, в, под, около, из-за, из-под);

- к 6 годам ребёнок должен  назвать звуки, которые находятся в начале, середине, конце коротких (из 3—4 букв) слов (дом, пол, соль ...);

-Самое главное - маленькие школьники должны уметь выражать свои мысли, здесь мы говорим о уровне овладения связной речи:

    • умение ребёнка дать развёрнутый, понятный для постороннего человека ответ на вопрос.

    • умение составить рассказ по картине и по серии сюжетных картин, а также уметь закончить начатый взрослым рассказ и т.д.

В речевой готовности ребенка к школе есть вещи, принципиальные для учебы в школе.

Фонематический слух

Детское ухо должно уметь слышать звонкие и глухие, мягкие и твердые звуки. Он должен слышать, что такие слова, как кости и гости, уточка и удочка звучат по-разному, и имеют разные значения.  Именно это умение обеспечит ему грамотность.

Ориентация в пространстве

 В каком пространстве? В любом. Пространстве дома, комнаты, листа бумаги. А пространство - это математика, это геометрия.

Формировать такие понятия как: вверху, внизу, справа, слева, сбоку, впереди, сзади….., а также знание пор года, дней недели, частей суток

В первом классе ребёнок осваивает новый вид речевой деятельности - письмо. А обучение письму - это серьезный стресс для первоклассников. У многих детей процесс освоения прописей происходит крайне болезненно. В первую очередь это касается левшей, детей с плохо развитой моторикой рук, повышенным мышечным тонусом. Для школы очень важен уровень координации движений пальцев, кисти, всей руки, а также уровень зрительно-моторных координаций, умение правильно видеть (воспринимать) фигуры, расположенные на плоскости, соотносить собственные движения с требуемой траекторией движения, то есть с той формой и величиной фигуры, которые нужно скопировать (перерисовать). Особое внимание на точность копирования - величину, соотношение штрихов, взаимное расположение, ровность линий.

Зрительно-моторная координация оказывает существенное влияние на каллиграфию. До поступления в школу ребенок должен уметь владеть некоторыми графическими умениями:

  • обведение предмета по контуру;

  • штриховка предмета внутри контура;

  • копирование рисунка;

  • дорисовывание фигуры.

Очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в развитии речи дошкольника и успеть их преодолеть до начала обучения. Как  же определить: Насколько высока речевая готовность к школе у  ребенка?

Чтобы ответить на этот вопрос нужно оценить речь ребенка по нескольких параметрам.

  • Правильность произношения

  • Наличие фонематического слуха.

  • Состояние словарного запаса.

  • Сформированность грамматических систем (словоизменения и словообразования).

  • Владение связной речью

  • ребенок 6 — 7 лет должен понимать и применять обобщающие слова,

  • развитие связной речи

  • уровень зрительно-моторной координации

Сформированность речевых и моторных предпосылок чтения и письма определяет успешное овладение учебными навыками в начальной школе. Ребенок с высоким уровнем  речевого развития легко вступает в контакт со сверстниками; может ясно выразить свои мысли, будет легко усваивать учебный материал.

Школьные трудности

Практически в самом начале школьного обучения оказывается, что многие дети приходят в школу недостаточно подготовленными.

Рассмотрим какие проблемы  были зафиксированы у наших детей:

-нарушение произношения нескольких групп звуков;

-бедность словарного запаса с преобладанием бытовой лексики;

-затруднения в пересказе;

-затруднения в проведении звукового анализа слова;

-слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук;

-недоразвитие фонетико-фонематического анализа и синтеза;

-ошибочное воспроизведение слов сложной слоговой структуры;

-обобщающие слова сформированы частично; на бытовом уровне;

-функции словообразования и словоизменения в стадии формирования;

-несостоятельность рассказа, в основном дети рассказ не составляют, а только описывают картинку простыми не связанными между собой предложениями;

Начало всем этим проблемам было положено не в первом классе, а гораздо раньше, еще в дошкольном возрасте.

С каждым годом статистика фиксирует рост речевых патологий. Эти отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, однако отставание в учебе неизбежно.

Педагогам стоит обратить внимание, если к концу 3-й четверти   ребенок:

 • негативно относится к любой умственной деятельности;

 • не любит отвечать на вопросы, не любит чтение;

 • не может подчиняться правилам;

 • не может подобрать синонимы или антонимы;

 • не умеет ориентироваться на заданную систему требований;

 • не умеет слушать говорящего и воспроизводить задания;

 • не умеет воспроизводить задание на основе зрительного восприятия.

В этом случае следует говорить о более серьёзных проблемах, о необходимости пройти  психолого-педагогическое обследование в ЦКРОиР.

Таким образом,  речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.